Содержание
Программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления требований к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования» (подготовлен Минэкономразвития России 01.03.2019)
Досье на проект
В соответствии с частью 13 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила установления требований к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования (далее — Правила);
2. Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и отчетности о ходе их реализации.
3. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, утвердить до 1 октября 2019 года по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования в соответствии с компетенцией.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от "__"_______2019 г. N___
ПРАВИЛА
установления требований к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования
1. Настоящие Правила предусматривают порядок установления требований к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и контроля за соответствием утверждаемых программ установленным требованиям (далее соответственно — требования к содержанию, программы).
Для целей настоящих Правил под организациями с участием государства или муниципального образования понимаются юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.
Требования к программам организаций с участием государства или муниципального образования, осуществляющих регулируемые виды деятельности, устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности".
2. Требования к содержанию программ устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности (далее — уполномоченные федеральные органы) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Требования к содержанию программ устанавливаются по решению уполномоченного федерального органа в отношении видов деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее — Классификатор), а также прочих видов деятельности отнесенных к компетенции уполномоченного федерального органа.
Требования к содержанию программ организаций с участием государства или муниципального образования, устанавливаются раздельно в отношении:
1) основных средств (зданий, строений, сооружений и прочих основных средств) организаций с участием государства или муниципального образования, не используемых непосредственно в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и услуги);
2) основных средств организаций с участием государства или муниципального образования, используемых непосредственно в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и услуги).
3. Требования к содержанию программ организаций с участием государства или муниципального образования в отношении основных средств (зданий, строений, сооружений и прочих основных средств) непосредственно не используемых в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги) должны предусматривать:
а) требования к целевым показателям энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться в результате реализации программы:
снижение удельных показателей потребления электрической энергии в расчете на 1 кв. метр общей площади (кВт*ч/кв. м);
снижение удельных показателей потребления тепловой энергии в расчете на 1 кв. метр отапливаемой площади (Гкал/кв. м);
снижение удельных показателей потребления газа, мазута, угля дизельного и (или) иного топлива в расчете на 1 кв. метр отапливаемой площади (т у.т./кв. м);
снижение удельных показателей потребления горячей воды в расчете на 1 человека (сотрудники и посетители) (куб. м/чел);
снижение удельных показателей потребления холодной воды в расчете на 1 человека (сотрудники и посетители) (куб. м/чел);
показатели, характеризующие экономию, достигнутую в результате реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в натуральном и стоимостном выражении.
указание на допустимость включения в программы дополнительных целевых показателей, не предусмотренных устанавливаемыми требованиями.
б) требования к составу мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая:
установку в эксплуатируемых организациями с участием государства или муниципального образования зданиях, строениях, сооружениях приборов учета используемых энергетических ресурсов и воды, в том числе оснащенных автоматизированными системами, обеспечивающими дистанционный сбор и передачу данных показателей таких приборов учета;
реконструкцию, модернизацию, капитальный и (или) текущий ремонт и иные мероприятия, направленные на снижение уровня тепловых потерь и повышение уровня тепловой защиты эксплуатируемых организациями с участием государства или муниципального образования зданий, строений, сооружений;
замену осветительных устройств, электрических ламп, используемых в цепях переменного тока в целях освещения, на устройства и (или) лампы с повышенными показателями их энергетической эффективности;
мероприятия по снижению уровня потерь энергетических ресурсов и воды при их передаче и (или) распределении с использованием инженерных систем в эксплуатируемых организациями с участием государства или муниципального образования зданиях, строениях, сооружениях;
мероприятия по замене оборудования в эксплуатируемых организациями с участием государства или муниципального образования зданиях, строениях, сооружениях на оборудование, обеспечивающее снижение потребления энергетических ресурсов и (или) воды либо расходов, связанных с их потреблением, либо переход к использованию менее затратных и (или) более энергоэффективных видов энергетических ресурсов;
мероприятия по оснащению оборудования эксплуатируемых организациями с участием государства или муниципального образования зданий, строений, сооружений, автоматическими системами регулирования потребления энергетических ресурсов;
мероприятия реализуемые через механизм энергосервисных договоров (контрактов);
указание на допустимость включения в программы дополнительных мероприятий, не предусмотренных устанавливаемыми требованиями.
в) требования к срокам реализации мероприятий программы.
4. Требования к содержанию программ организаций с участием государства или муниципального образования в отношении основных средств, непосредственно используемых в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги), должны содержать следующие положения:
а) требования к целевым показателям энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться в результате реализации программы:
показатели снижения расхода энергетических ресурсов, используемых при производстве единицы продукции (включая товары, работы и (или) услуги);
показатели, характеризующие внедрение технологий, обладающих высокой энергетической эффективностью;
показатели, характеризующие внедрение управленческих технологий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (энергетического менеджмента);
показатели, характеризующие экономию, достигнутую в результате реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в натуральном и стоимостном выражении;
показатели расхода энергетических ресурсов, используемых при производстве единицы продукции (включая товары, работы и (или) услуги);
показатели удельного расхода энергетических ресурсов при их передаче (распределении), включая потери энергетических ресурсов.
б) требования к составу мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включая:
реконструкцию, модернизацию, технологическое перевооружение в отношении основных средств, непосредственно используемых в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги), в целях снижения потребления и (или) потерь энергетических ресурсов;
оптимизацию технологических процессов производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги) в целях снижения потребления и (или) потерь энергетических ресурсов.
в) требования к срокам реализации мероприятий программ.
5. Требования к содержанию программ оформляются в виде проекта акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее — проект акта) и направляются им на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации до 1 апреля года, предшествующего году, в котором в соответствии с указанными требованиями предусматривается утверждение программы. Министерство экономического развития Российской Федерации рассматривает поступивший проект акта в течение тридцати календарных дней. В случае представления Министерством экономического развития Российской Федерации замечаний проект акта подлежит доработке и повторному представлению в Министерство экономического развития Российской Федерации в срок не позднее 1 июня года, предшествующего году, в котором предусматривается утверждение программы. Доработанный проект акта рассматривается и согласовывается Министерством экономического развития Российской Федерации в течение 10 календарных дней с момента его поступления.
В случае непредставления Министерством экономического развития Российской Федерации позиции по истечении предусмотренных для рассмотрения сроков проект акта считается согласованным им без замечаний.
Требования к содержанию программ утверждаются уполномоченным федеральным органом не позднее 1 июля года, предшествующего году, в котором согласно требованиям предусматривается начало реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с программой.
6. Требования к содержанию программ при необходимости корректируются не чаще одного раза в год в целях уточнения требований к целевым показателям и (или) мероприятиям в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, либо с иной периодичностью, если корректировка требований осуществляется по результатам контроля, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил. Корректировка требований к содержанию программ осуществляется по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку их утверждения.
7. Утвержденные требования к содержанию программ подлежат размещению в ГИС "Энергоэффективность" и доводятся уполномоченным федеральным органом до сведения организаций с участием государства или муниципального образования, в отношении которых утверждены такие требования, в течение 7 календарных дней со дня их утверждения.
8. Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования утверждаются в течение года с момента возникновения у такой организации обязанности по ее утверждению.
Срок реализации программы устанавливается равным 3 календарным годам, начиная с года, следующего за годом утверждения программы. Программы организаций с участием государства или муниципального образования подлежат ежегодной актуализации. Требования к порядку ежегодной актуализации программ устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, при этом общий срок реализации программы от даты утверждения или актуализации должен составлять не менее 3 лет.
9. Контроль за соответствием утверждаемых программ установленным требованиям к их содержанию и за их реализацией осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе с использованием ГИС "Энергоэффективность". С учетом результатов осуществления такого контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля:
1) выносит предписания об устранении организацией с участием государства или муниципального образования допущенных нарушений и направляет в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия собственника имущества организации с участием государства или муниципального образования, информацию о необходимости принятия мер к обеспечению выполнения такой организацией требований настоящих Правил;
2) в случае обнаружения признаков совершения административных правонарушений принимает в соответствии с компетенцией меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности;
3) размещает в установленном порядке данные о результатах контроля и принятых мерах в ГИС "Энергоэффективность".
Обзор документа
Правительство РФ установит общие требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности организаций с участием государства или муниципалитета.
Отдельные требования будут устанавливать федеральные органы исполнительной власти, функционирующие в определенной сфере деятельности, по согласованию с Минэкономразвития.
Требования нужно будет пересматривать не чаще одного раза в год для уточнения показателей или мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
Государственные (муниципальные) учреждения, будучи организациями с участием государства или муниципального образования, согласно ч.1 ст.25 Федерального закона № 261-ФЗ должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности – это комплекс работ и (или) услуг, реализация которого позволит потребителю получить экономию топливно-энергетических ресурсов за счет внедрения комплекса эффективного их использования, модернизации энергопотребляющего оборудования, внедрения системы энергетического менеджмента.
Как уже отмечалось, основными направлениями энергосбережения являются:
- полезное использование энергетических потерь;
- модернизация оборудования энергетических потерь;
- интенсивное энергосбережение.
Соблюдение установленных требований становится одной из важных задач в деятельности бюджетных организаций и учреждений.
В соответствии с ч.4 ст.48 Закона № 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования обязаны были принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года. При этом такие программы должны соответствовать требованиям ст. 25 Закона № 261-ФЗ и содержать:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ;
- значения соответствующих целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
- ожидаемые результаты в натуральном выражении от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- ожидаемые результаты в стоимостном выражении от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- экономический эффект от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Те бюджетные учреждения и организации, для которых в соответствии со ст.16, 16.1 Федерального закона РФ №261-ФЗ и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.08. 2014 г. № 818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований» проведение энергетического обследования является обязательным, при заключении договора на энергетическое обследование с организацией-энергоаудитором, могут (и это желательно) включить в договор в качестве одного из этапов проведения работ по энергетическому обследованию и разработку программы энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Если разработка такой программы не была включена в договор на энергетическое обследование, бюджетное учреждение, организация обязаны разработать программу энергосбережения и повышения энергоэффективности самостоятельно.
Разработка программы энергосбережения и повышения энергоэффективности может быт включена бюджетным учреждением, организацией в энергосервисный договор на выполнение исполнителем услуг по энергоэффективности, если такой договор ими заключается (см. Тему №8).
Предметом такого договора на энергосервис является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.
При разработке энергосервисного договора и комплекса энергосберегающих мероприятий, которые по договору должна будет провести энергосервисная компания (ЭСКО), в минимальный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих реализации на объектах Заказчика, следует включить энергоаудит с составлением энергопаспорта и разработку программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на объектах Заказчика.
Если программа энергосбережения и повышения энергоэффективности бюджетного учреждения самостоятельно разрабатывается должностным лицом этого учреждения, ответственным за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, необходимо учитывать следующее:
Энергосбережение является актуальным и необходимым условием нормального функционирования бюджетного учреждения, так как повышение эффективности использования энергоресурсов при непрерывном росте цен на энергоресурсы и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как энергоресурсов, так и финансовых ресурсов.
Основные потери ЭР наблюдаются при неэффективном использовании, распределении и потреблении тепловой и энергетической энергии.
Основание для разработки программа энергосбережения и повышения энергоэффективности бюджетного учреждения – нормативные правовые акты РФ:
- Федеральный закон РФ от 23.11.2009 г. №261-ФЗ. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, услуг, работ ,размещения заказов для муниципальных нужд»;
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 17.02.2010 г. «Об утверждении примерного перечня мероприятий в обеспечении энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»;
- Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 399 » «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».
В соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя в том числе и мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций.
Примерный перечень таких мероприятий утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 17.02.2010 года. В этот приказ помимо прочего Разделом III включены «Мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций».
Мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования состоят из организационных и технических и технологических мероприятий:
- Проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям с участием государства или муниципального образования, сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений, в том числе их ранжирование по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению.
- Разработка технико-экономических обоснований в целях внедрения энергосберегающих технологий для привлечения внебюджетного финансирования.
- Содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации.
- Создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.
Технические и технологические мероприятия:
- оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- строительство зданий, строений, сооружений в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;
- повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений;
- перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях;
- автоматизация потребления тепловой энергии зданиями, строениями, сооружениями;
- тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях;
- восстановление/внедрение циркуляционных систем в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
- проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков в зданиях, строениях, сооружениях;
- установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
- замена неэффективных отопительных котлов в индивидуальных системах отопления зданий, строений, сооружений;
- повышение энергетической эффективности систем освещения зданий, строений, сооружений;
- закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;
- внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей и оптимизация систем электродвигателей;
- внедрение эффективных систем сжатого воздуха зданий, строений, сооружений;
- внедрение систем эффективного пароснабжения зданий, строений, сооружений
Из этих мероприятий конкретное бюджетное учреждение выбирает и планирует необходимые конкретно для него мероприятия. Например:
- Организационные мероприятия по энергосбережению:
- Проведение энергетических обследований здания.
- Внедрение энергосберегающих технологий для привлечения внебюджетного финансирования.
- Заключение энергосервисного договора (контракта).
- Система контроля за реализацией энергосервисного контракта.
- Технические и технологические мероприятия по энергосбережению:
- Оснащение (замена) здания приборами учета используемых энергетических ресурсов.
- Капитальный ремонт здания в соответствии с установленным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
- Проведение тепловизионного обследования здания с выявлением участков с повышенными теплопотерями.
- Повышение тепловой защиты здания, утепление здания по результатам тепловизионного обследования.
- Утепление оконных блоков по результатам тепловизионной съемки, замена деревянных оконных блоков на пластиковые блоки.
- Тепловая изоляция трубопроводов и оборудования.
- Повышение энергетической эффективности систем освещения здания.
- Закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности (не ниже В).
- и т.д.
Приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации» (далее — Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398)снованиистатьи 25 Федерального Закона № 261-ФЗустановлены формы программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций с участием государства и муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также формы отчетности о ходе реализации этих программ.
Формы программ и формы отчетности приведены в Приложениях к «Требованиям к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе их реализации» и «Требованиям к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации».
Согласно Требованиям Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетной организации, учреждения и отчетность по ней формируются на бумажном носителе.
Программа должна состоять из:
1. Паспорта программы,
2. Сведений о целевых показателях Программы,
3. Перечня мероприятий по Программе.
Отчетность состоит из:
1) Отчета о достижении значений целевых показателе
2) Отчета о реализации мероприятий программы.
Отчетность формируется с начала действия программы.
Требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также к формам отчетности о ходе реализации их программ, гораздо больше.
Паспорт программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетной организации, помимо прочего включает сведения об исполнителях программы, о целях программы, задачах программы, о целевых показателях программы, сроках ее реализации, источниках и объемах финансирования, планируемых результатах (см. Приложение 1 к «Требованиям к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе их реализации» (Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398).
Пример программы для бюджетного учреждения
Скачать Типовая программа
Для программы конкретного бюджетного учреждения эти сведения могут быть примерно следующими:
ИСПОЛНИТЕЛИ: Ответственные работники бюджетного учреждения.
- Эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов для снижения расходов бюджетных средств на энергетические ресурсы.
- Разработка мероприятий, обеспечивающих устойчивое снижение потребления энергетических ресурсов.
- Определение сроков внедрения, источников финансирования и ответственных за исполнение разработанных предложений и мероприятий.
Итоговая цель программы – создание экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при использовании энергетических ресурсов.
- организация учета и контроля всех получаемых и потребляемых энергоресурсов:
- реализация комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- формирование новых стереотипов поведения и мотиваций, нацеленных на рациональное и экологически ответственное использование энергии.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: количество лет.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ: Средства конкретного бюджета (регионального, муниципального, районного).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа энергосбережения должна обеспечить снижение потребления энергетических ресурсов и воды за счет внедрения в учреждении данной программы и соответственно перехода на экономичное и рациональное расходование энергоресурсов при полном удовлетворении потребностей в их количестве и качестве, превратить энергосбережение в решающий фактор технического функционирования данного учреждения.
ПЕРЕПОДГОТОВКА ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Законы и приказы, которые являются основанием для разработки программы энергосбережения
Разработка программы энергосбережения должна базироваться на следующих нормативных документах:
- Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — последняя редакция 2016 год
- Приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398 г. Москва «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
- Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 г. №399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.»
- Приказ Министерства Экономического Развития Российской Федерации от 17 Февраля 2010 г. №61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.»
Программа в области энергосбережения – документ, который, в первую очередь, основан на требованиях статьи 25 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
Регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые
- субъектами естественных монополий,
- организациями коммунального комплекса,
- организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение или водоотведение,
в отношении которых осуществляется регулирование цен.
Программа энергосбережения 10 000 руб.
Пример мероприятий по энергосбережению для государственных организаций и учреждений
Вот небольшой перечень мероприятий, которые можно включить в программу энергосбережения:
- энергетическое обследование и оформление энергопаспорта,
- проведение обучения работников по программе энергосбережения,
- утверждение организационной политики по энергосбережению,
- утверждение программы стимулирования работников за бережное отношение к энергоресурсам,
- установка пластиковых окон,
- установка приборов учета воды, электричества, газа, тепла, замена вышедших из строя, поверка,
- уплотнение оконных щелей,
- утепление наружных ограждающих конструкций,
- демонтаж декоративных решеток, установленных возле приборов отопления,
- установка термостатов на отопительных приборах,
- утепление внутренних труб,
- промывка системы отопления,
- установка автоматизированных систем управления освещением и датчиков присутствия,
- модернизация электропроводки,
- монтаж автоматических смесителей,
- установка арматуры с двухрежимным сливом.
Программа энергосбережения • Энергетический паспорт • Консультация • 8(499)490-60-60
Энергосберегающие мероприятия при передаче электрической энергии
- организация достоверного и своевременного ежемесячного снятия показаний приборов коммерческого учета у потребителей — юридических лиц в установленные сроки, проверка их технического состояния
- организация достоверного и своевременного снятия показаний приборов учета и проверка их технического состояния на электростанциях, подстанциях сетевых организаций
- составление и анализ балансов электроэнергии по ПЭС, подстанциям, устранение небаланса
- оптимизация схемных режимов
- перевод электрической сети (участков сети) на более высокий класс напряжения
- компенсация реактивной мощности
- регулирование напряжения в линиях электропередачи
- снижение расхода электроэнергии на «собственные нужды» электроустановок
- внедрение автоматизации и дистанционного управления электрическими распределительными сетями напряжением 6-20 кВ.
- оптимизация мест размыкания линий 6-35 кВ с двусторонним питанием
- оптимизация установившихся режимов электрических сетей по активной и реактивной мощности
- оптимизация распределения нагрузки между подстанциями основной электрической сети 110 кВ и выше переключениями в ее схеме
- оптимизация мест размыкания контуров электрических сетей с различными номинальными напряжениями
- оптимизация рабочих напряжений в центрах питания радиальных электрических сетей
- отключение трансформаторов в режимах малых нагрузок на подстанциях с двумя или более трансформаторами
- отключение в режимах малых нагрузок линий электропередачи в замкнутых электрических сетях и на двухцепных линиях
Программа энергосбережения регулируемой организации
18 000 руб.
- отключение трансформаторов на подстанциях с сезонной нагрузкой
- выравнивание нагрузок фаз в электрических сетях 0,38 кВ
- ввод в работу неиспользуемых средств автоматического регулирования напряжения (АРН);
- выполнение ремонтных и эксплуатационных работ под напряжением
- сокращение продолжительности технического обслуживания и ремонта основного оборудования сетей линий, трансформаторов, генераторов, синхронных компенсаторов
- снижение расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций
- установка и ввод в работу устройств компенсации реактивной мощности в электрических сетях
- батарей конденсаторов
- шунтирующих реакторов
- увеличение рабочей мощности установленных в электрических сетях компенсирующих устройств
- замена проводов на перегруженных линиях
- замена ответвлений от ВЛ 0,38 кВ к зданиям
- замена перегруженных, установка и ввод в эксплуатацию дополнительных силовых трансформаторов на действующих подстанциях
- замена недогруженных силовых трансформаторов
- установка и ввод в работу устройств регулирования под напряжением (РПН) на трансформаторах с переключением без возбуждения (ПБВ)
- регулировочных трансформаторов
- установка и ввод в работу на трансформаторах с РПН устройств автоматического регулирования коэффициента трансформации
- установка и ввод в работу устройств автоматического регулирования мощности батарей статических конденсаторов
- установка и ввод в работу вольтодобавочных трансформаторов с поперечным регулированием
- оптимизация загрузки электрических сетей за счет строительства линий и подстанций
- перевод на более высокое номинальное напряжение линий и подстанций
- разукрупнение распределительных линий 0,38-35 кВ
- инвентаризация измерительных комплексов учета электроэнергии, в том числе счетчиков, трансформаторов тока (ТТ), трансформаторов напряжения (ТН)
- составление и ввод в действие местных инструкций по учету электроэнергии
- разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической энергии
- разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической мощности
- разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений потерь напряжения в линиях соединения счетчика с ТН
- разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений вторичной нагрузки ТТ в условиях эксплуатации
- разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений мощности нагрузки ТН в условиях эксплуатации
- составление паспортов-протоколов измерительных комплексов учета электроэнергии
- определение фактических рабочих условий применения средств измерений для каждого измерительного комплекса
- проверка схем соединения измерительных ТТ, ТН и счетчиков
- поверка счетчиков электроэнергии
- калибровка счетчиков электроэнергии
- ремонт счетчиков
- поверка ТТ в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями вторичной нагрузки
- поверка ТН в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями мощности нагрузки
- устранение недогрузки или перегрузки ТТ
- устранение недогрузки или перегрузки ТН
- устранение недопустимых потерь напряжения в линиях соединения счетчиков с ТН
- компенсация индуктивной нагрузки ТН
- проведение проверок и обеспечение своевременности и правильности снятия показаний счетчиков
- организация оптимального маршрута при снятии показаний счетчиков
- определение потребителей электроэнергии, искажающих качество электроэнергии
- внедрение системы энергоучета с классом точности приборов учета не выше 1.0
- установка отдельных счетчиков для потребителей, получающих электроэнергию от трансформаторов собственных нужд
- установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на собственные нужды подстанций
- установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на хозяйственные нужды подстанций
- установка счетчиков потерь на линиях
- установка счетчиков технического учета на границах электрических сетей
- установка недостающих счетчиков, ТТ, ТН
- разработка и ввод в действие автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ)
- установка счетчиков прямого включения в сетях 0,38 кВ при токах нагрузки до 60-100
Подготовка программы по энергосбережению
Подготовка программы по энергосбережению – оценка затрат и экономии
Далее необходимо определить расходы на внедрение энергосберегающих мероприятий.
Мероприятия могут быть
- малозатратными,
- среднезатратнымы и
- высокозатратными.
Как правило, обучение персонала по программе энергосбережения или замена ламп накаливания — это малозатратные мероприятия.
Утепление дверей и крыши — среднезатратные мероприятия.
Замена труб или модернизация котельной — высокозатратные мероприятия.
Далее необходимо определить потенциал экономии от внедрения энергосберегающих мероприятий и рассчитать срок окупаемости мероприятий.
Малозатратные и организационные мероприятия должны окупаться за один, максимум два года.
Срок окупаемости высокозатратных мероприятий может достигать пяти — десяти лет.
Как правило, срок окупаемости большинства мероприятий должен быть менее трех лет.
Также, на этом этапе необходимо определиться с
- планом внедрения энергосберегающих мероприятий и
- источниками финансирования энергосберегающих мероприятий.
Источниками финансирования могут быть собственные средства, региональный, федеральный или муниципальный бюджет.
Разработка программ энергосбережения – виды и этапы
Как заполнять паспорт программы энергосбережения
Далее следует пример того, как заполнять программу энергосбережения для государственной организации.
Паспорт программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
в «Вашей организации»
- Федеральный закон РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
- Приказ министерства экономического развития РФ от 17.02.2010г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
- Снижение удельных величин потребления организацией топливно-энергетических ресурсов (электроэнергии, тепловой энергии и холодной воды) при сохранении устойчивости функционирования организации.
- Снижение величины вложения финансовых средств на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов (уменьшение количества постоянных издержек).
- Снижение финансовой нагрузки на бюджет.
- Сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов.
- Источниками средств для реализации программы являются:
- Собственные средства.
- Добровольные пожертвования.
- Федеральный бюджет.
- Муниципальный бюджет.
- обеспечение ежегодного сокращения объемов потребления электрической, тепловой энергии и воды;
- снижение платежей за энергоресурсы до минимума при обеспечении комфортных условий пребывания всех участников программы в помещениях организации
- формирование «энергосберегающего» типа мышления в коллективе;
- сокращение нерационального расходования и потерь топливно-энергетических ресурсов.
Сведения о целевых показателях программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Целевыми показателями энергетической эффективности являются:
- удельное потребление холодной воды к численности сотрудников, куб. м/чел.·год;
- удельное потребление электроэнергии к штатной численности сотрудников, кВт·ч/чел.·год;
- удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий за отопительный период в год, Гкал/кв. м.
Полный перечень целевых показателей и пример их расчета определены в приказе Минэнерго №399.
Пример заполнения таблицы целевых показателей.
Наименование показателя программы
Плановые значения целевых показателей программы
Удельный расход электрической энергии (в расчете на 1 кв. метр общей площади)
Удельный расход холодной воды (в расчете на 1 человека)
Удельный расход тепловой энергии (в расчете на 1 кв. метр общей площади)
Далее следует пример, как заполнять перечень мероприятий программы энергосбережения.
Программа энергосбережения • Энергетический паспорт • Консультация • Энергоаудит
Перечень мероприятий программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Наименование мероприятия программы
Финансовое обеспечение реализации мероприятий
Экономия топливно-энергетических ресурсов
в натуральном выражении
в стоимостном выражении
Проведение обучения работников по программе энергосбережения
Установка термостатов на отопительных приборах
Промывка системы отопления
Поверка приборов учета
Демонтаж декоративных решеток, установленных возле приборов отопления
Наименование мероприятия программы
Финансовое обеспечение реализации мероприятий
Экономия топливно-энергетических ресурсов
в натуральном выражении
в стоимостном выражении
Проведение обучения работников по программе энергосбережения
Установка термостатов на отопительных приборах
Промывка системы отопления
Поверка приборов учета
Демонтаж декоративных решеток, установленных возле приборов отопления
И так по каждому году действия программы энергосбережения.
Все, после этого программа энергосбережения готова.
Теперь ее необходимо распечатать и утвердить у руководителя.
Как правильно разработать программу энергосбережения
Разработка программы энергосбережения — подводим итог
Разработка программы энергосбережения состоит из следующих этапов:
- сбор исходных данных
- экспресс обследование организации
- определение потенциала и резервов энергосбережения
- формирование перечня энергосберегающих мероприятий
- определение затрат на реализацию мероприятий
- расчет экономии в натуральном и денежном выражении
- расчет срока окупаемости мероприятий по энергосбережению
- расчет целевых показателей энергоэффективности
- определение источников финансирования
- назначение ответственных за реализацию энергосберегающих мероприятий
- разработка плана реализации программы
- заполнение, оформление и утверждение программы энергосбережения
Качественная программа энергосбережения должна:
- учитывать все индивидуальные особенности объекта,
- отвечать конкретным потребностям компании в энергосбережении,
- определять точный алгоритм достижения предприятием необходимого уровня энергоэффективности,
- содержать наиболее рациональные способы снижения энергозатрат и повышения энергоэффективности,
- учитывать финансовые возможности организации,
- использовать весь энергопотенциал организации.
Каковы результаты разработки программы энергосбережения и ее внедрения
Главным результатом внедрения программы энергосбережения должно быть сокращение энергопотребления и затрат.
Так, бюджетные организации получают возможность высвободить сэкономленные средства на зарплату сотрудников или развитие приоритетных направлений деятельности.
Коммерческим предприятиям успешная реализация программы по энергосбережению сулит сокращение издержек на топливо-энергетические ресурсы в структуре себестоимости, повышение конкурентоспособности продукции, экономию денежных средств, увеличение прибыли.
Виды программ энергосбережения
- государственные,
- федеральные,
- региональные программы энергосбережения,
- программы энергосбережения по области или городу,
- муниципальные целевые программы в сфере энергосбережения и
- программы, разработанные для промышленных предприятий,
- муниципальных образований,
- ЖКХ,
- бюджетных учреждений.
Если вам нужна программа по энергосбережению, обращайтесь по телефону 8(499)490-60-60. Сделаем быстро и не дорого.
Читать еще про энергосбережение и энергетический паспорт
- Результаты энергетического обследования
- Энергоаудит жилого дома
- Штраф за энергетический паспорт и программу по энергосбережению
Посмотреть еще:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ �Программа подготовки отчетных документов для ПФР «Spu_orb»…
Сроки перехода на онлайн-кассы маленьких магазиновПод понятие «маленький магазин» подпадают объекты с торговой площадью от…
Как сдать декларацию по алкоголю и пиву в Росалкогольрегулирование.Чтобы отправить декларацию по алкоголю и пиву…
Как отразить покупку программы 1С в бухгалтерском учетеМы ВКонтакте: 1С новости, 1С в облаке, 1С…
Положение об установлении надбавки за результативность и качество работы по организации образовательного процесса педагогическим работникам…
Методическое обеспечение разработки региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
В статье представлена информация об основных принципах формирования программ энергосбережения. В Томской области представленная методология получила название «Дорожная карта». «Дорожная карта» — это четкая последовательность целенаправленных действий в организационно-правовой, производственно-технической, финансово-экономической, научной и гуманитарной сферах, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов, замену дорогих и дефицитных топливно-энергетических ресурсов на более доступные, а так же повышение эффективности их использования.
Правовые предпосылки разработки программ энергосбережения
Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатывается на основании требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления ПРФ от 31.12.2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и Приказа Минрегиона РФ от 07.06.2010 N 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях», зарегистрированного в Минюсте РФ от 21.07.2010 N 17927.
Основная цель программы заключается в создании правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на объектах всех форм собственности и населением такими темпами, чтобы обеспечить динамику снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального (муниципального) продукта на 40% к 2020 году (по отношению к 2007г.) в соответствии с Указом Президента России № 889 от 04.06.2008г.
Принципы формирования программ энергосбережения
Деятельность по планированию и реализации энергосберегающих мероприятий основывается на 7 принципах, которые получили наименование «дорожная карта» энергосбережения. («Дорожная карта» представляет собой путь реализации конечной цели, направленной на планирование и осуществление энергосберегающих мероприятий.)
«Дорожная карта» — это четкая последовательность целенаправленных действий в организационно-правовой, производственно-технической, финансово-экономической, научной и гуманитарной сферах, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов, замену дорогих и дефицитных топливно-энергетических ресурсов на более доступные и повышение эффективности их использования.
«Дорожная карта» разработки и реализации Программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности состоит из двух этапов:
Этап 1 – до 2012 года
В этот период основная задача Программы состоит в создании условий полномасштабного применения инновационных путей повышения энергетической эффективности. Первый этап включает в себя:
- Гуманитарную составляющую, характеризующуюся повышением образованности всего населения в области энергосбережения, формированием энергосберегающего образа жизни, развитием нормативно-правовой базы в области энергосбережения;
- Составление и анализ ретроспективных и перспективных сводных топливно-энергетических балансов. Определение потенциала энергосбережения по видам экономической деятельности и в разрезе энергетических ресурсов по годам до 2020 г.
- Организацию комплексной системы учета в сроки, определенные Законом 261-ФЗ от 23.11.2009 года.
- Проведение энергетических обследований в сроки, определенные Законом 261-ФЗ от 23.11.2009 года;
- Расчет целевых показателей реализации программы согласно Приказу Минрегиона РФ от 07.06.2010 N 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях». Данная методика была разработана при участии Томского регионального центра управления энергосбережением (далее – Центр).
Этап 2. C 2013 до 2020 года.
По итогам анализа реализации мероприятий первого этапа составляется план мероприятий, направленных на полномасштабную реализацию назначенного потенциала энергосбережения путем внедрения инноваций и модернизации энергетического хозяйства. Назначенный потенциал представляет собой объем экономии затрат на энергетические ресурсы по отношению к 2007 году. Величина экономии устанавливается Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Графическая иллюстрация «Дорожной карты разработки и реализации Программы а области энергосбережения и повышения энергоэффективности» представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Дорожная карта разработки и реализации Программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
Структура программы энергосбережения
Рекомендуемая структура программы состоит из следующих разделов:
- Паспорт программы, который представляет собой краткое и четкое изложение основных характеристик программы.
- Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) в разрезе энергоресурсов и отраслевых комплексов. ТЭБ является фундаментом формирования Программы в области повышения энергетической эффективности и определения потенциала энергосбережения. На данном этапе осуществляется сбор и сопоставление отчетных сведений об энергоресурсах по действующим формам государственного статистического наблюдения.
Баланс дает возможность изучить направления использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что позволяет выявить энергоемкость отраслевых комплексов. На основании составленных ТЭБ выполняется расчет целевых показателей группы А (общие целевые показатели в области энергосбережения в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 07.06.2010 N 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»).
Используя ТЭБ можно проследить тенденцию использования энергетических ресурсов и составить прогноз их потребления вплоть до 2020 года. Назначенный потенциал энергосбережения определяется относительно потребления ТЭР в 2007 г., поэтому необходимо уделить особое внимание качеству предоставляемой информации.
Для управления реализацией программы после ее утверждения издается Постановление главы региона (муниципалитета) о назначении ответственных за реализацию программных мероприятий.
Источниками финансирования могут быть бюджеты всех уровней, а также инвесторы. Все мероприятия, включенные в Программу должны иметь финансово-экономическое обоснование.
За консультациями можно обращаться в Томский региональный центр управления энергосбережением. Кроме того, в Центре разработан базовый проект закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Томской области». Он охватывает все области энергосбережения и может быть адаптирован под любой регион РФ.
Источник http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56685420/
Источник http://zullus.ru/programma-po-energoeffektivnosti/
Источник http://portal-energo.ru/articles/details/id/265
Источник